Именно так можно назвать свежую подборку стихов нашего известного земляка В. Гордея, находящуюся на страницах ведущего в литературной области белорусского журнала «Полымя» (№8, 2008) под названием «Божьей милостью урожаю быть!». Дело в том, что, как отражено в дате, опубликованные произведения создавались или еще школьником, или уже в возрасте, который позволяет поэту уйти на заслуженный отдых (чем, правда, он не спешит воспользоваться, продолжая плодотворную работу на ниве художественного слова). География понятна: школьником Виктор Константинович жил в родном селе, сейчас же является постоянным жителем столицы.
Поскольку поэтическая подборка имеет название, есть резон полагать, что это стихи, подобранные не случайно, а продуманно, к тому же, наверное, и расположены они по какому-то порядку, структуре. Большинство из них печатается впервые.
Открывается публикация нынешним стихотворением «Ищу героя ...». Бросив взгляд на пройденный творческий путь, поэт декларирует:
Не выдумка это, не мечта -
С тех дней, когда был молод,
Своего я ищу героя,
Да даже потерял и следы.
Лирический конфликт решается двусмысленно. С одной стороны, герой поэта «из дома обжитого ушел», «скрылся в зеленом жите, и вот все сведения о нем». С другой стороны, поэт осознает, что таких героев и так немало. Таким образом, вопрос остается открытым, его окончательное решение откладывается.
Следующие стихи репрезентируют широкий тематический спектр, который, надо отметить, был характерен В. Гордею изначально. Так, мысли школьника из полесской глубинки достигают космических масштабов («Космос»), возвращаясь тут же к родным «Боровиков», осознают насущность («В ученической бригаде») и времена давно минувшие («Дреговичи»). А взрослому поэту вовсе не чужие темы «Червенского сна»:
Удивительно взметнулись брови
При встрече за туманом.
Сон, с девочкой, цветной
Снился июньской порой.
Хотя и вздыхается в конце:
Этот сон - как подарок
Мне, пробежавшему в жизни.
Знание творчества В. Гордея волей-неволей подталкивает к поиску в каждой новой его публикации строк о малой родине. И в этот раз творец не изменил своей традиции, посвятив некогда стихотворение не просто Малому селу, а названиям его окрестностей.
Леса, Суходол, холмы,
И сквозь перелески видны.
Баратино, Горская, Борки -
Многое говорят они ...
Имшечак, просеки, Дополнения -
Названия дошли через века ...
На вопрос, почему же поэт с самого начала своего творческого пути такое внимание уделяет, говоря научным языком, лаконимам, тут же дается ответ:
Нежные, простые слова.
Благодарен бесконечно я им.
И родных окрестностей названия
В сердце всегда моем.
Чисто технический взгляд на поэтическую связку подмечает в стихах последнего времени минорную тональность. Так, «Воспоминание о холстах» на «зимней» странице, хотя и пропитанное тепло-ностальгической грустью, выписывает вовсе не солнечную общую палитру:
Ведь ткут и ткут в мечтательном времени холсты
Все такое же черное сукно.
Зато рядом находящиеся «Зимний этюд» и «Камертон», рожденные молодостью, имеют совершенно обратный характер:
Звук струны взахлипку
Постоял и исчез.
Это устраивает скрипку
Месяц март.
И если бы не единственное исключение из ряда свежих стихов - «Рябиновая ночь», то показалось бы, что поэт переживает некий период упадка жизненный сил, декаданса. Однако тот факт, что именно этот стих дал название всей связке, предопределяет его знаковость и для прошлого, и для жизненного периода творца, который вовсе не собирается поддаваться мрачным настроениям:
Назавтра - солнце, вылет голубиный.
Пахать и сеять, страх ночной забыть.
Дозреют рано ягоды рябины,
Так Божьей милостью урожаю быть!
И хотя поэт больше не обращается в этой связке к теме поисков своего героя, с каждым стихом становится понятно, что главным его героем являются родина и жизнь человеческая. Обе темы получили поэтично-философское осмысление, начало которому был заложено почти полвека назад - в голове, а скорее всего, в сердце сельского мальчишки, наделенного нешуточным литературным талантом и наилучшими человеческими качествами. А склонность к философскому минору в большинстве новых произведений закономерна: ее навевает зрелость возраста. Поэтому «Калиновый мост» можно рассматривать как метафору жизненной дороги:
Берег левый гудит под ногами,
Берег правый ведет на погост.
Незаметно над седыми водоворотами
Зашатался калиновый мост.
Поэт снова делает оглядку на прожитое, замечает его мимолетность («Там не хватит какой минуты оглянуться на буйство зари ...»), отмечает беспокойство одного берега и печальность второго (причем в берегах видятся и скрытые образы двух основных мест проживания поэта - малой родины и столицы) и, тем не менее, не закрывает глаза на цвет калины и на чей-то плач в зеленых лугах (аллегорию противоречий жизни человеческой).
В таком журнале, как «Пламя», давно сформировался свой, как принято сегодня говорить, формат, главными постулатами которого, пожалуй, являются академизм и традиция, что, кстати, иногда используется в творчестве разных авторов. Но поэзия В. Гордея отличительная и в этом контексте. Более того, несмотря на эту особенность, она впечатляет именно своим академизмом содержания и формы, хотя «академику» во время написания его многих недавно опубликованных в периодике стишков было каких-то 15-17 лет.
Под конец написания отзыва вспомнилась вечная дискуссия в литературных кругах относительно того, что же называть молодыми стихами. Существует два основных ответа: 1) молодые стихи - это произведения молодых, 2) только-только написанные опусы. В данном случае мы видим и то, и другое. Поэтому этот отзыв с полным правом можно было бы назвать и следующим образом - «Молодые стихи Виктора Гордея». А нам, читателям, остается только надеяться, что наш талантливый земляк предоставит еще не одну возможность написать аналогичный отклик на очередную подборку своих поэтических произведений под уже придуманным для той подборки названием, приведенной сейчас как альтернативный пример.
Здравствуйте. Хочу предложить Вам тройной обмен постовыми через сервис http://www.linktolink.ru/. Ссылка на Ваш сайт будет ввести с СДЛ сайта http://evro-bit.ru/ . тиЦ 50, уникальный контент, более 2000 статей.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]