Благодаря стихам дети учатся на слух воспринимать правильное произношение слов и правильно регулировать силу голоса. Правильно прочитанное стихотворение всегда вызывает определённые чувства.
Что может заставить человека написать стихотворение? Конечно, восхищение природой или разрушительная ссора... Вот тут и приходит на помощь ОНО - Искусство! Да! Ведь писать стихи это именно искусство.
Они помогают выразить свои мысли , передать чувство, которое тебя тревожит. Кто-то ведёт дневник, а кто-то пишет стихи.
Когда нас переполняют эмоции и нет слов для их выражения, в голову «лезут» рифмы. Увы, мы не так талантливы, чтобы показать свои произведения окружающим. Но так хочется...
Бывший друг...
Я говорила всем вокруг:
«Артем - мой самый лучший друг».
Мы с ним так весело дружили,
Гулять во двор вдвоем ходили.
Играли, бегали, смеялись,
Бывало, ссорились и дрались.
Вчера учитель мне поставил два,
я очень плакала, хоть понимала, что сама я не права.
Мы с Софой бегали и весело кружили,
о том, что в школе так нельзя, совсем забыли.
Артема это так развеселило,
что я про двойку даже позабыла.
Он так смеялся надо мной,
как будто бы не друг он мой.
2
Я так хочу про это всё забыть,
но не могу предательства простить.
Про мишутку
Голодный , усталый мишка в лесу
сидит на поляне и ест колбасу.
Он на болоте людей напугал
и целый рюкзак с едой отобрал.
Ему правда мама всегда говорила:
«Увидишь людей, проходи быстро мимо,
не смей никогда к ним подходить.
Они из ружья тебя могут убить».
У этих людей ружья он не видел,
И сам их нечаянно мишка обидел.
Со страху все бросились прочь — кто куда.
А мишку манила людская еда...
Он быстро подкрался, схватил рюкзачок
и прочь побежал, как прыгун-рысачок.
Бежал очень долго, потом подустал,
Вот тогда колбасу-то он и достал.
Такой аромат от неё исходил,
что мишка про страх свой тут же забыл.
Он грустно подумал: « Как людям везёт.
А где он ещё колбаску возьмёт????»
Теперь каждый день , прячась от мамы,
мишка сидит и грустит на поляне.
Народ на болота больше не ходит,
и мишка один по местам этим бродит.
3
Две подружки
На листочке у ромашки
болтали две красивые букашки.
Одна была брюнетка,
красива, как конфетка.
Другая очень модная блондинка,
А звали их Иринка и Маринка.
Иринка говорит Маринке:
Смотри, какие у меня ботинки. Мне их на праздник подарили,
Их в самом модном бутике купили.
Маринка отвечает ей в ответ:
Таких ботинок больше в моде нет. Сейчас все носят модные сапожки.
Смотри!
и показала ножки.
Иринка тут же отвечает:
Зато на мне моднее юбочка и в рюшах красных блузочка.
Маринка тут же осерчала
и со слезами закричала:
Ну что там юбка и блузон, сейчас в моде совсем другой фасон.
Тут должен вырез строгий быть,
а рюши лучше не носить.
Всё спорили подружки и спать не собирались.
В итоге чуть-чуть не подрались.
Потом друг с дружкой обнялись
и по домам отправились.
Решили утром встретиться опять,
чтоб так же «мило» поболтать!
.
4
Про пчёлку
Пчёлка весь день нектар собирала,
и так за весь день пчёлка устала,
что к вечеру села устало на розы,
и полились из глаз её слёзы.
-Ну почему я пчелой родилась?
Я тоже хотела бы бабочкой быть,
красиво над полем цветочным кружить.
Или кузнечиком тоже неплохо...
прыгать и прыгать весь день на полянке,
или скакать, как блоха на скакалке!
Сидела на клумбе и горько рыдала,
и тут в доме плач она услыхала.
Тихонько взлетела и в дом посмотрела.
По комнате доктор быстро ходил
и очень грозно кому-то твердил:
Микстура не может быть сладкой, как мёд! А ну открывай быстрее свой рот!
В кроватке мальчишка рыжий сидел,
он даже на доктора и не смотрел.
Он продолжал крепко губы сжимать,
не забывая, при этом рыдать!
Пчела очень быстро смекнула, в чём дело,
и в домик свой с мёдом скорей полетела.
Потом поменяла микстуру на мёд,
и мальчик с улыбкой открыл быстро рот.
Микстуру он выпил, и кашель прошёл,
а врач рассердился и сразу ушёл.
Теперь паренёк болеть не боится,
он знает, что мёдом можно лечиться.
5
ЗАВИСТЬ
Если зависть съедает тебя изнутри,
если злоба тебя искусала,
Ты вокруг на весь мир посмотри,
и увидишь, что зависть пропала.
Просто надо любить всех вокруг,
верить в слово «подруга» и «друг».
Не стремиться на всех быть похожей,
редко кто из людей очень схожи.
Кто-то пишет стихи и рисует,
кто-то очень красиво танцует.
Кто-то голос имеет прелестный,
и для всех в этом мире есть место.
Никогда не завидуй талантам,
Постарайся вокруг всех любить
и увидишь - легко станет жить!
6
Обиженный мальчик...
Обиженный мальчик сидит у окошка,
толстые ручки устроил на ножках.
Пухлые губы шепчут упрямо:
«Я ненавижу их всех, слышишь ,мама?»
Мама не слышит,
ей недосуг.
А у мальчишки
компьютер лишь друг.
В «комп» он заходит,
"игрушку" включает.
И обо всём тотчас забывает.
Хочется мальчику тихо сказать:
«Не надо людей просто так обзывать».
Ты с ними попробуй просто дружить,
И тогда все тебя будут любить».
Приди к себе в школу
и всем улыбнись.
На просьбу кого-то
с душой отзовись.
Увидишь, как сразу всё станет другим,
И ты перестанешь злым быть таким.
Мне жалко мальчишку, который обижен,
он часто бывает друзьями унижен.
Его обзывают «жирдяй» и «жиртрест».
Но ведь не важно, какой в друге вес.
От этого злится на всех он вокруг,
И редко кто скажет, что он его друг!
Мне было очень интересно узнать, пишут ли стихи мои друзья и одноклассники. И я решила провести анкетирование. В своём исследовании я составила анкету, в которой были следующие вопросы:
Нравится Вам читать стихи? Пробовали ли Вы сами когда-нибудь писать стихи? Кто Ваш любимый автор и какое самое любимое стихотворение?
8
Результаты анкетирования были следующие:
На первый вопрос ответили так : нравится - 80 %
не очень — 15 %
нет — 5%
На второй вопрос были ответы :
Да, пробовал, и иногда даже что-то получалось — 60 %
Да, пробовал, но ничего не получилось — 30 %
Нет, и даже не приходило в голову — 10 %
На третий вопрос ответили :
Любимый автор: Сергей Михалков — 30 %
Агния Барто — 10 %
Александр Сергеевич Пушкин - 50 %
Сергей Есенин — 5 %
Григорий Остер - 5%
Из этого я сделала вывод, что стихи любят и часто читают именно в раннем возрасте, это в основном стихи по школьной программе.
Пробуют ребята писать стихотворения в виде поздравлений или просто весёлых дразнилок. Нравятся ребятам стихи не с каким-то глубоким смыслом, а лёгкие для запоминания.
Следующим этапом своей работы я провела анкетирование и опрос среди учителей, родственников, знакомых родителей.
Результаты :
Любят стихи — 100 %
Сами пробовали писать и писали в юности — 80 %
Помнят стихи со школьной программы — 80%
Любимые авторы : Марина Цветаева — 20%
Александр Сергеевич Пушкин — 30%
Анна Ахматова — 40 %
Александр Блок — 10 %
Самым удивительным для меня было то, что у каждого взрослого человека были любимые авторы и они с удовольствием читали стихи на память. Это было так приятно слышать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Зачем нужны стихи? Да затем же, пожалуй, что и утреннее дуновение ветерка, и дурманящий аромат первых весенних цветов, и майские грозовые дожди, и закаты ,и живая вода горных речушек, цветы, леса, поля.... Одним словом земная поэзия!
Один известный поэт и переводчик нашего времени Эдуард Балашов сказал « Кто не творит, тот не живёт, а существует - только готовится к жизни».
4. Список используемой литературы.
Н.Глазков « Зачем люди пишут стихи?» Э.Балашов « Творчество- не личное дело поэта».
Паучок Серёжка обожал малинку
и на ней себе свил он паутинку.
Любовался долго на своё творение
и решил отпраздновать своё день рождение.
Пригласил букашку с дерева осины.
Она там с подружкой сидела в паутине.
Девочки с собой принесли букет,
а Серёжка девочкам дал взамен конфет.
Все уселись дружно, кушают варенье,
что сварил Серёжка на свой день рожденья.
Вдруг раздался шорох,выбежала мышь.
Говорит Серёжке :
- « Что же ты творишь?
Почему меня ты в гости не позвал?
Ведь ещё вчера подругой меня звал!
А теперь с букашками за столом сидишь,
и не вспоминаешь подругу свою мышь!»
Я ведь так хотела тоже чай попить!
Неужели трудно мышку пригласить?
И сказал Серёжа голову склоня:
« Мышка , дорогая, ты прости меня,
Просто паутинку можешь ты порвать,
не могу тебя я, в домик свой позвать».
Осерчала мышка ,
дернула хвостом,
порвалась паутинка,
рухнул друга- дом.
Испугалась мышка, того что сотворила
и простить её, Серёжку попросила.
Побежала к маме попросила нить.
Стала для Серёжки новый домик вить.
Получился домик всем на загляденье.
И уже все вместе справляли день рожденья.
МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА
Пять лет назад , совсем случайно в магазине
игрушку увидала на витрине.
Она там грустно в уголке сидела
и со слезами на детей смотрела.
Все выбирали Барби и машинки
и не было им дела до одинокой свинки.
Я сразу маму попросила,
чтоб свинку эту она мне купила.
Мы с Юлей его Хрюнделем назвали,
он сразу захотел, чтобы его так звали.
Он оказался очень добрым и смешным,
но вот беда- никак не остаётся он один.
Теперь куда я ни иду,
везде его с собой беру.
Пока на море отдыхали,
с собой его на пляж мы брали.
Потом я в школу в первый класс пошла...
и что в портфеле в школе я нашла?
Конечно Хрюндель там сидел !
Он у пенала гордо восседал...
и по секрету мне сказал...,
что если буду в школу его брать,
всегда пятёрки буду получать.
Ещё мой Хрюшка был со мной в больнице,
он вообще болезней не боится.
Когда на операцию меня врачи забрали,
В палате меня Хрюня с мамой ждали.
Я никому не говорю наш с Хрюнделем секрет.
Ведь больше в мире Хрюнделя такого нет !
У каждого ребёнка есть любимая игрушка,
какая разница кто это: слоник, кукла, мышка.
Любая игрушка может другом стать
и с радостью ребёнку будет помогать!
ОБИДА
“ Твои пятёрки-это ерунда!
Они тебе достались без труда!
так жёстко,хлёстко и обидно бросил учитель мне слова.
« Ты о себе не много ли вообразила?
Ты для меня глупей дебила!»-
так продолжала надо мной
учитель измываться
и призывала
одноклассников всех надо мной смеяться........
Она испытывала просто наслаждение.
От моего такого унижения.
За что....? И почему??? я не могу понять...
Ну что плохого в том, что я учусь на пять?
Она на тройки,двойки других,
внимания не обращает,
зато мои все промахи
тут же замечает.....
Пусть из губы уже сочится кровь,
но я сжимаю крепче зубы.
В слезах уже лицо и руки.
И со слезами утекают муки.
И радуюсь - смогла сдержать я в школе слёзы.
Ушли за детством все мечты и грёзы.
Жестокая реальность бьёт сознание.....
вокруг одна лишь только злость и недопонимание........
Но мама крепко обнимает мои плечи
И говорит мне :
« Дочка, время лечит.....»
Наверное когда-нибудь придёт такое время,
и сброшу с плеч своих , обиды этой бремя.
Сплетница
Короткие ножки бегут по ступенькам,
стучат каблучки,развеваются косы,
девочка сплетни к учителю носит.
« Я сегодня услыхала,что …...»-
на ухо доносчица что-то шептала.
Учитель прислушался,рот открывая,
потом обнял сплетницу
сказал ей : - « Моя ты родная.
Беги и ещё собирай компромат,
я дам тебе после большой шоколад».
И вот сидит к классе, ушки торчком,
и слушает чётко кто и о ком...
вдруг что-то расслышала,тут же вскочила
и будто её ветерком подхватило.
Опять прибежала , настроила ушки
- ...о чём это там болтают подружки?
И так целый день... и как не устанет?
Как сил у неё на это хватает?
Щёчки румяные,глазки блестят,
«носит и носит она компромат».
Уж слушать её и учитель устала,
она и его доносами достала.
А ей всё неймётся и хочет похвал,
чтобы плохое про всех каждый знал.
А ей что-то скажешь,тут же рыдать.
Её не должны никак задевать!
Она идеальна,она лучше всех,
и только она обсуждать может всех.
ЧАСТУШКИ О МОЕМ ГОРОДЕ
Все деревья осенью,
красками покрылись.
Ох уж, как нам весело,
Грибочки появились.
Дождик, дождик, льет и льет,
напугать нас хочет.
Детвора идет гулять
и над ним хохочет.
Тем кто в Мурманске живет
не страшны морозы,
и не слушаем мы даже,
погодные прогнозы.
Мурманск — город небольшой,
Люди - тут с большой душой!
Лето — 2010
Мой папочка к морю 5 лет собирался,
и отпуск на август наш намечался.
В июне автобус мой папа купил,
он деньги весь год на автобус копил
Потом в интернете весь месяц сидел,
Папа курорты в Европе смотрел.
Он новых друзей себе отыскал,
один за рулём он бы очень устал.
И вот наконец чемоданы собрали,
все евро и фунты сто раз посчитали.
И тут на права взгляд папы упал,
и папа от ужаса даже привстал...
Срок прав оказался закончен давно!
Но папа сказал: « что нам всё равно.
Такой ерунде нам не помешать.
Давайте не будем мы унывать!»
За руль дядя Гриша конечно же сел,
а папочка в атлас дорогу смотрел.
Мы к морю всего пять дней добирались.
И очень довольны поездкой остались.
В Хорватии папа много купался,
он так с лишним весом в воде расставался.
Хорваты ему всегда улыбались,
понравиться очень папе старались.
Мой папка лучше всех вокруг!
И для меня он лучший друг.
Всегда и во всём он меня понимает,
И никогда ни за что не ругает.
Когда я в школу собиралась,
я так всего и всех боялась.
Боялась двойку получить!
Боялась в школу заходить.
Прошло совсем немного дней
и стала школа мне родней.
В неё иду с большим желаньем,
Буквы пишу я со старанием.
Только беда лишь с рисованием!
Беру фломастер и альбом
сажусь старательно за стол.
Нет... ничего не получилось....
А мама сразу: « Что случилось?»
Берёт своей рукой мою....
и я рисунок свой не узнаю.
Вдруг всё так сразу получилось,
как будто чудо приключилось.
Бабуля меня сразу утешать:
«Ну пусть не будет за рисунок пять..»
Не хочет меня бабушка понять!
Не важно мне какую я оценку буду получать!
Я научиться так всему быстрей хочу!
Пятёрку я без рисунка получу!
Учительнице .
Вас не зовет никто училка,
не обижается на Вас
И говорим мы всем ребятам.
Учитель наша- просто класс.
ОСЕНЬ
До свидания лето, до встречи,
Попрощаться с тобою пора.
Осень злится и прочь тебя гонит,
Заявляя на время права.
Вот уж дворник листву заметает,
а листья вьюгою кружат .
Они из под метелки убегают
в цветном ковре лежать хотят.
Деревья даже не успели
в цветных нарядах постоять.
Ветра осенние спешили
С них красоту всю поснимать.
Так быстро осень наступила,
и так же быстро и уйдет.
Зима свои права заявит.
Считаться с осенью не станет.
Совсем недавно было лето,
в зелень сочную одето.
Теперь на всех погода рассердилась,
и в красную одежду нарядилась.
На небо тучи натянула,
и в серый мрак весь город затянула.
Солнце грустно нам всем улыбается,
оно в дальнюю дорогу собирается.
Заберет с собою ясный день,
и от солнца будет только тень.
Скоро, скоро, будут хлопьями снежинки падать на дорогу,
каждая из них , как недотрога.
Только в руки кто-нибудь возьмет,
она тут же быстро улизнет.
Уж быстрее бы зима в свои права вступила,
в шубы белые деревья нарядила.
Снега накидала б во дворе,
на горе дворнику,
на радость детворе!
А в Долине Славы я с дедушкой была,
там люди погибали, когда была война.
Мне про войну , так много, дедуля рассказал,
о том, как его папа на фронте воевал.
Как папа не вернулся к нему с войны домой,
как дедушка остался , без папы сиротой.
Там с дедушкой мы долго молча простояли,
Я видела, как руки у дедушки дрожали.
Я поняла - ПОБЕДА, не праздник из цветов,
за ней так много горя и очень много слез.
За Полярным кругом город мой стоит
Серый и суровый он кажется на вид.
Но живут в нем люди с добрыми сердцами,
оттого и кажутся нам все дома дворцами.
Все друг друга знают, дружат, уважают,
В гости с удовольствием друзей все приглашают.
А в праздники, в центре любят собираться,
На лошадях и пони тут можно покататься.
На Новый год, тут елка огромная стоит,
А на макушке елки звездочка горит.
О МАМЕ
Я так люблю с мамой сидеть вечерами,
в гостиной , на мягком огромном диване.
Мы с мамой на нем вместе книги читаем,
потом, что прочли всегда обсуждаем.
Мы с мамочкой можем, часами болтать,
над чем-то смешным вдвоем хохотать.
И мама меня никогда не ругает,
от всех и всегда меня защищает.
Подруги ко мне очень часто приходят,
со всеми язык общий мама находит.
А вечером сказки мне мама читает,
но чаще сама их она сочиняет.
Я знаю, ни у кого , нет мамы такой,
И так повезло , мне только одной.
« МОЙ МУРМАНСК ! «
Я очень люблю свой город родной,
Мой Мурманск —
мой город- Герой!
Я очень горжусь, что я в нём родилась,
Что жизнь моя,
именно здесь началась.
Люблю я когда, зима наступает,
когда мороз за щеки хватает.
Когда одеваем мы лыжи,
и санки берем
и с горки кататься с подругой идем.
Люблю я когда, ранней весной
Льет за окошком дождик стеной.
Я очень люблю свой город родной.
А летом у нас всегда очень красиво,
Сирень расцветает , погоде на диво.
Цветет Иван-чай и ромашки в лесу.
Букетики маме из них я несу.
А осенью в Мурманск -
цирк приезжает,
он толпы детей у себя собирает.
Красивый мой город,
Уютный и добрый.
Жаль только климат,
Уж очень холодный!
Зовут меня - Ямковая Маша,
Но если без фальши,
Сестренка меня называет Маруся
Папуля - Машуня,
Бабуля — Манюня
И все имена эти , очень люблю я.
По гороскопу я рыбка,
По жизни плыву я бесстрашно и прытко.
Девиз мой -
«Ни шагу без мысли,
Ни дня без улыбки,
И пусть не страшны, мне будут ошибки»
Читать я люблю перед сном, вечерами.
Потом, что прочла, рассказать надо маме.
Мы с мамой обсудим, а может, поспорим,
Порой мы на жизнь так по-разному смотрим.
Но мне интересно, что мамочка скажет.
За споры меня ведь, она не накажет.
Стихи я на праздники маме пишу
а когда вырасту, врачом стать хочу.
Я буду врачом самым лучшим на свете,
с улыбкой ко мне приходить будут дети.
- Какой хороший мальчик все про него твердят.
А что же в нём хорошего я не могу понять?
Ну да, он не дерётся, тихонечко сидит.
Но ведь и не поможет.
И никогда не защитит.
Чуть что не так, он плачет.
Начнёшь с ним говорить,
а он молчит в ответ.
Ни бегает, ни прыгает он с нами во дворе.
Сидит в своей квартире,
как крот в своей норе.
Но взрослым это нравится
и потому-то он,
всегда в пример всем ставится.
Как будто лучший он.
Мне так обидно это, я не могу понять.
Ну неужели нужно всегда везде молчать?
Оленёнок.
Величавый,горделивый ходит по лесу олень.
От его рогов красивых
на опушке лежит тень.
Вслед за ним идёт ребёнок-
длинноногий оленёнок.
Папа учит оленёнка, что в лесу тот может есть.
А сыночку очень скучно,
ему хочется играть.
Он с утра уже мечтает с серым зайкой поскакать.
Папа строго наблюдает на сынка из под бровей.
Он конечно понимает, что с зайчонком веселей.
Но ещё он точно знает, что его Урок нужней.
Должен сыну рассказать,
Как зимой в снегу глубоком
вкусный ягель отыскать.
Как ходить и где пастись
и от волка как спастись.
Столько нужно рассказать,
а сын хочет - лишь играть!!!
Сова.
Тихо в лесу. Ночь наступила.
Спит сладко зайчишка, свернулся в клубок.
Спит оленёнок, лиса спит и волк.
Не спит в этот час только сова.
Спит только днём, а ночью нет сна.
Сидит на коряге и глухо вздыхает.
Любит она, когда все отдыхают.
ПРО МОЮ ПЛАНЕТУ
Ах ты, шарик голубой
грустная планета.
Обижаем мы тебя,
понимаем это
Вон лужок вдали красивый,
глаз не отвести.
На нём раньше так любили васильки цвести.
А теперь листочки на кустах опали.
Тут на выходных люди отдыхали.
Разожгли костёр , и уху варили.
А о безопасности вовсе позабыли.
Мусор разбросали, костёр не потушили,
И планету нашу сильно огорчили.
И тогда Планета очень огорчилась
на людей за это сильно рассердилась.
Там где было лето, пошли дожди и снег
Где сугробы были стало вдруг теплеть.
И не могут люди ничего понять,
Что им нужно сделать, чтобы всё унять.
А Планете надо, чтоб её любили,
Чтобы тем, что есть на ней ,люди дорожили.
Чтоб озёра, реки , ничем не загрязняли,
И чтобы деревья, в лесах не вырубали.
Чтобы птички пели
И цветы цвели.
И чтобы Планету люди берегли!
СКАЗКА
« ВЕРНИТЕСЬ, ГНОМЫ!!!»
Давным-давно это было. Так давно, что история эта стала казаться
многим сказкой. Много-много лет назад в лесах на
Кольском полуострове жили маленькие добрые гномы.
Жили они большими семьями. Весь день они были заняты делами. А дел у них было немало. Надо было накормить всех лесных жителей:
лис, волков,медведей и ещё множество птиц . Самый старший гном , которого звали Ким , был очень мудрым. Он рассказывал всем рецепты любимых блюд животных. Так например Лисы очень любили кашу из черники и салат из грибов. А волки просто обожали грибной суп. Всё семейство медведей любило только одно блюдо- варенье из лесной малины.
С утра и до позднего вечера в осенне-летний период можно было видеть, как маленькие гномы трудятся в лесу. Мальчики доставали орешки из шишек и складывали их в большие плетённые короба, Девочки собирали ягоды.
Бабушки варили варенье. Дедушки плели корзины и короба. Папы собирали грибы. Мамы варили грибы в больших котлах. И так было каждый
день. Ведь гномы знали, что зима будет долгой и холодной.
Надо было побеспокоиться о питании именно летом..
И вот так каждый день, пока светило солнышко, шла работа. Птицы пели песни, а добрые гномы старались изо всех сил. Киммо рассказывал о людях, которые живут у моря. Дети с удовольствием слушали. Оказывается
люди были похожи на гномов, только были очень большого роста. Киммо говорил, что люди живут в домах,похожих на муравейники, только сделаны из веток и шкур. Кушают рыбу, которую ловят в море. А рядом с
ними живут олени, которые очень похожи на лесных лосей. Как же было интересно детям слушать эти рассказы.
Какая спокойная и весёлая жизнь была у всех жителей этого леса!
Лиса собирала вокруг себя маленьких зайчат и играла с ними в прятки.
Отовсюду раздавался радостный писк малышей. Зайчихи мирно сидели в стороне и болтали о своих делах. Это было похоже на лесной детский сад.
Волки в то время были спокойными, толстыми и ленивыми. Им не было нужды бегать по лесам в поисках пищи. Они знали, что два раза в день по лесу будут пролетать громкие сороки и звать всех на обед или ужин. Сороки очень гордились своей должностью. Поэтому они даже будили спящих зверей,
чтобы никто не остался без еды. Любимым занятием медведей было
раскачиваться на ветках деревьев и прыгать в мягкий мох. Шум от их игр стоял на весь лес. И только самый старый лось никогда не веселился со всеми, а только грустно смотрел вокруг и вздыхал. Часто по вечерам, когда они беседовали с Киммо он говорил: « Недолго будет продолжаться наше спокойствие.
Скоро придут люди. Зима стала длинной и холодной, людям нужны шкуры животных для одежды. Море замерзает и рыбы в нём уже мало.» Ох, как не хотелось Киммо верить в эти пророчества.
Наступила осень. Все звери дружно приводили лес в порядок к зиме. Убирали старые ветки деревьев. Собирали облетевшие листья. Чистили ручьи от упавших во время грозы деревьев. Весело и дружно убирали они свой ДОМ-ЛЕС!
И вот однажды в лесу случилась паника. Звери испуганно бежали к гномам и
рассказывали, что появились люди. Лиса плакала. Всех её воспитанников-зайчат поймали. Волки собрались большой стаей и приняли решение уходить вглубь леса. Медведи громко ревели на весь лес, они не могли найти
своих друзей. Старый лось сказал: « Давайте все вместе уйдём далеко в лес. Там конечно нет такого красивого леса, но зато безопасно. На болотах много ягод, а из тёплого мха можно сделать дома.»
Утром все решили двинуться в путь. Но ничего у зверей не получилось.... Ночью в лесу начался пожар. Лето было тёплое, сухое и от огня вспыхнул весь лес. Охотники разожгли костры и от них загорелось всё вокруг. Конечно
все бросились кто куда- спасаясь от огня. Звери бежали в разные стороны, птицы громко крича, бросали свои гнёзда и улетали. Все бежали....
Через несколько дней пошёл дождь. Он лил не переставая неделю. Огонь погас, вода оказалась сильнее его. Звери стали возвращаться домой.
Пришли и стали искать и звать гномов. Но те не возвращались. Что же им нужно было делать? Медведи нашли остатки малины. Белки собирали уцелевшие шишки. А вот волкам и лисам пришлось несладко. Сидели
они голодные, а от этого и злые. Стали посматривать в сторону зайцев
голодными глазами. Зайцы испугались и попряталась.
Не хотели больше зайцы дружить с лисами. Стали убегать от них со всех ног и прятаться в норках. Волки от голода похудели и глаза у них стали блестеть от злости. От их прежней доброты и весёлости ничего не осталось. Один только лось ходил по лесу и тяжело вздыхал : « А ведь я предупреждал!» .
Он точно знал, что гномы никогда больше не вернутся в эти места. А значит никогда больше в лесу не будет прежней доброй и дружной обстановки. Теперь каждый зверь был только за себя. Каждый стремился выжить за счёт другого.
Долго шли добрые гномы по лесу. Далеко-далеко ушли в Лапландию.
Пришли в места, где нет людей, да и зверей почти никаких нет. Обосновались и стали там жить. Заботились о природе. Помогали тем, кто забредал в эти места. Киммо сказал, что возвращаться нельзя. Если один раз был пожар, то будет и второй , и третий раз. Обиделись добрые гномы на людей.
Стали жить они под землёй. Построили там себе дома. Именно там под землёй стали они находить драгоценные камни. Прорыли гномы под землёй целый город. Маленьким детям было скучно жить без солнышка и иногда они без разрешения взрослых выходили наружу. Там они играли найденными драгоценными камнями. А когда приходило время идти домой
забывали их наверху. Вот и стали иногда люди находить драгоценные камни в
Лапландии. То изумруд попадётся, то аметист. И не знает никто откуда они
взялись. А гномы не вернутся до тех пор ,пока люди не научатся беречь природу. Не полюбят её так, как любили её гномы.