Уходят парни от невест. Невесть зачем из отчих мест три парня подались на Запад. Их кто-то выдаёт. Их цапают. 41-й год. Привет! «Суд идёт! Десять лет. «Возлюбленный, когда же вернёшься?! четыре тыщи дней – как ноша, четыре тысячи ночей не побывала я ничьей, соседским детям десять лет, прошла война, тебя всё нет, четыре тыщи солнц скатилось, как ты там мучаешься, милый, живой ли ты и невредимый? предела нету для любимой — ополоумевши любя, я, Рута, выдала тебя — из тюрьм приходят иногда, из заграницы – никогда…» …Он бьёт её, с утра напившись. Свистит его костыль над пирсом. О, вопли женщины седой: «Любимый мой! Любимый мой!» 1963 ДЛИНОНОГО Это было на взморье синем — в Териоках ли? в Ориноко? — она юное имя носила — Длиноного! Выходила – походка лёгкая, а погодка такая лётная! От земли, как в стволах соки, по ногам подымаются токи, ноги праздничные гудят — танцевать, танцевать хотят! Ноги! Дьяволы элегантные, извели тебя хулиганствами! Ты заснёшь – ноги пляшут, пляшут, как сорвавшаяся упряжка. Пляшут даже во время сна. Ты ногами оглушена. Побледневшая, сокрушённая, Вместо водки даёшь крюшоны — Под прилавком сто дьяволят танцевать, танцевать хотят! «Танцы-шманцы?! – сопит завмаг. — Ах, у женщины ум в ногах». Но не слушает Длиноного философского монолога. Как ей хочется повышаться на кружке инвентаризации! Ну, а ноги несут сами — к босанове несут, к самбе! Он – приезжий. Чудной, как цуцик. «Потанцуем?» Ноги, ноги, такие умные! Ну а ночи – такие лунные! Длиноного, побойся Бога, сумасшедшая Длиноного! А потом она вздрогнет: «Хватит». Как коня, колени обхватит и качается обхватив, под насвистывающий мотив… Что с тобой, моя Длиноного?… Ты – далёко. 1963 * * * Э. Межелайтису Жизнь моя кочевая стала моей планидой… Птицы кричат над Нидой. Станция кольцевания. Стонет в сетях капроновых, в облаке пуха, крика крыльями трёхметровыми узкая журавлиха! Вспыхивает разгневанной пленницею, царевной, чуткою и жемчужной, дышащею кольчужкой. К ней подбегут биологи! «Цаце надеть брелоки!» Бережно, не калеча, цап – и вонзят колечко. Вот она в небе плещется, послеоперационная, вольная, то есть пленная, целая, но кольцованная, над анкарами, плевнами, лунатиками в кальсонах — вольная, то есть пленная, чистая – окольцованная, жалуется над безднами участь её двойная: на небесах – земная, а на земле – небесная, над пацанами, ратушами, над циферблатом Цюриха, если, конечно, раньше пуля не раскольцует, как бы ты не металась, впилась браслетка змейкой, привкус того металла песни твои изменит. С неразличимой нитью, будто бы змей ребячий будешь кричать над Нидой, пристальной и рыбачьей. 1963 * * * Шарф мой, Париж мой, серебряный с вишней, ну, натворивший! Шарф мой – Сена волосяная, как ворсисто огней сиянье, шарф мой Булонский, туман мой мохнатый, фары шофёров дуют в Монако! Что ты пронзительно шепчешь, горячий, шарф, как транзистор, шкалою горящий? Шарф мой, Париж мой непоправимый, с шалой кровинкой? Та продавщица была сероглаза, как примеряла она первоклассно, лаковым пальчиком с отсветом улиц нежно артерии сонной коснулась… В электрическом шарфе хожу, душный город на шее ношу.
|