Натюрморт представляет собой идеальное упражнение пространственному и перспективному изображению в живописи. Так как в натюрморте мы можем сами полностью составить композицию — предварительная аранжировка определит структуру картины, — можно задать относительно простое расположение линий и сконцентрироваться прежде всего на цветовых контрастах, пересечении форм и световых соотношениях. Для этого натюрморта взяты неравномерно сформованные, изготовленные вручную чашки, которые поставлены на сложенную скатерть перед дощатой стеной. Сектор картины выбран скупо, так что изображаемые предметы почти полностью заполняют плоскость картины — и тем самым в отношении композиции близки вертикальному формату. Композиционный центр картины-три сосуда-из центра плоскости картины сдвинут вверх, чтобы таким образом придать натюрморту большее композиционное напряжение. Кстати говоря, советская живопись в широком объеме представлена на сайте http://art-town.ru На загрунтованном холсте, затонированном затем нежной охрой и тем самым импримитированном, остроконечной круглой кистью делаем набросок. Используемые цвета — размешанные «тощим» растворителем (пиненом) — богемская зеленая земля, умбра, яркая охра и белила. Наступает решающий момент, чтобы охватить отдельные формы в их общем композиционном расположении и тем самым расчленить пространство картины. Речь не идет о том, чтобы имитировать точную материальность чашек и скатерти. Пространство прорабатывается «снаружи», по направлению к предметам. Начинают с окружения чашек. Определяются и углубляются затененные участки. Скатерть сначала только чуть намечается. К уже использованным краскам добавляется ультрамарин. Картина пишется почти тон в тон. Теперь расписывается скатерть и тем самым задается пространство картины. Группа чашек становится единым целым. Скатерть пишется смешанными красками холодных (близких к синему) и теплых (близких к коричневому) серых тонов. Далее прослеживаются контуры и внутренние линии чашек. Мягкие контуры (в технике сфумато) чашек получаются за счет растирания сухой кистью внутрь окружения. Тем самым вы избежите резкого отделения элементов картины от фона и достигнете эффекта пространственности. Для скатерти нужно взять цинковые белила. Набросок складки и соотношения света и теней на белой скатерти прорабатываются в контрастах светлого и темного, причем серые тона противопоставляются белым участкам. Далее чашки четко отделяются друг от друга, на них накладываются поверхностные слои красок. Сначала намечаются закругления чашек и внешнюю сторону отчетливо отделяют от внутренней. Это достигается с помощью контрастов светлого и темного, в качестве новой краски применяется зеленый хром. Можно смешать также из индиго и перманента зеленого светлого-сочный зеленый тон. Этой краской намечается чашка справа. Белым цветом модулируется край чашки и тем самым отражается реальное направление света. Теневые акценты появляются из смешивания красок ультрамарина, зеленого хрома, богемской зеленой земли и умбры. Продолжается проработка деталей. Скатерть почти закончена, теперь нужно обратить внимание на чашки. Смешивание ультрамарина и белил дает цвет левой нижней чашки, а смешивание зеленого хрома и белил дает цвет верхней правой чашки. Титановыми белилами нужно поставить световые рефлексы. Еще нужно подчеркнуть теневые участки по краям скатерти в области чашек. Темный цветовой акцент на заднем плане картины как горизонтальная полоса, а также вид рамки вокруг скатерти, придают картине опору и подчеркивают эффект глубины. Можно уже оценить окончательный результат. Процесс создания можно соотнести с двумя оснвными правилами, которые необходимо учитывать в дальнейшей работе над картинами.
|