Где Ваша могила – хотя бы холм, — Всеволод Эмильевич Мейерхольд? Зрители в бушлатах дымят махрой — ставит Революцию Мейерхольд. Радость открывающий мореход — Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Профильным, провидческим плоск лицом — сплющен историческим колесом. Ставили «Отелло». Реквизит — на зелёной сцене платок лежит. Яго ухмыляется под хмельком: «Снова мерихлюндии, Мейерхольд?!» Скомканный платочек – от слёз сырой… Всеволод… Эмильевич… Мейерхольд… 1974 МЕЛОДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ Есть лирика великая — кириллица! Как крик у Шостаковича – «три лилии!» — белеет «Ш» в клавиатуре Гилельса — кириллица! И фырчет «Ф», похожее на филина. Забьёт крылами «У» горизонтальное — и утки унесутся за Онтарио. В латынь – латунь органная откликнулась, А хоровые клиросы — в кириллицу! «Б» вдаль из-под ладони загляделося — как Богоматерь, ждущая младенца. 1974 ОТЦУ Я – памятник отцу, Андрею Николаевичу. Юдоль его отмщу. Счета его оплачиваю. Врагов его казню. Они с детьми своими по тыще раз на дню его повторят имя. От Волги по Юкон пусть будет знаменито, как, цокнув языком, любил он землянику. Он для меня как Бог. По своему подобью слепил меня, как мог, и дал свои надбровья. Он жил мужским трудом, в свет превращая воду, считая, что притом хлеб будет и свобода. Я памятник отцу, Андрею Николаевичу, сам в форме отточу, сам рядом врою лавочку, чтоб кто-то век спустя с сиренью индевеющей нашёл плиту «6-а» на старом Новодевичьем. Согбенная юдоль. Угрюмое свечение. Забвенною водой набух костюм вечерний. В душе открылась течь. И утешаться нечем. Прости меня, отец, что памятник не вечен. Я за тобой бежал — ты помнишь? – по перрону… но Время – это шар, скользящий по наклонной. Я – памятник отцу, Андрею Николаевичу. Я лоб его ношу и жребием своим вмещаю ипостась, что не досталась кладбищу, — Отец – Дух – Сын. 1974 * * * Теряю свою независимость, поступки мои, верней, видимость поступков моих и суждений уже ощущают уздечку, и что там софизмы нанизывать! Где прежде так резво бежалось, путь прежний мешает походке, как будто магнитная залежь притягивает подковки! Безволье какое-то, жалость… Куда б ни позвали – пожалуйста, как набережные кокотки. Какое-то разноголосье, лишившееся дирижёра, в душе моей стонет и просит, как гости во время дожора. И галстук, завязанный фигой, искусства не заменитель. Должны быть известными – книги, а сами вы незнамениты, чем мина скромнее и глуше, тем шире разряд динамита. Должны быть бессмертными – души, а сами вы смертно-телесны, телевизионные уши не так уже интересны. Должны быть бессмертными рукописи, а думать – кто купит? – Бог упаси! Хочу низложенья просторного всех черт, что приписаны публикой. Монархия первопрестольная в душе уступает республике. Тоскую о милых устоях. Отказываюсь от затворничества для демократичных забот — жестяной лопатою дворничьей расчищу снежок до ворот. Есть высшая цель стихотворца — ледок на крылечке оббить, чтоб шли отогреться с морозца и исповеди испить.
|