Проблема качества знаний учащихся сложна и зависит от очень многих факторов. Она, в частности, зависит от научно-методического и идейно-политического уровня подготовки учителя, уровня развития психолого-педагогических и методических наук, от качества учебников и других пособий, которыми пользуются школьники. Внимательное изучение педагогической литературы показывает, что практически все современные идеи активизации, оптимизации обучения, постановки проблем встречались в теории и передовой практике в той или иной форме давно. В последние годы все эти идеи получают детальную теоретическую и практическую разработку. Несмотря на это, действия, направленные на подготовку ко всероссийским дистанционным олимпиадам,в работу массовой школы внедряется медленно.
Исключительное значение для учителя имеет осознание структуры процесса учения как специфического вида человеческой деятельности и структуры урока математики. Автор справедливо подчеркивает, что все многообразие уроков и действий учителя определяется объективным взаимодействием структурных элементов урока и процесса учения. Поэтому беспочвенны дискуссии о шаблонности четырехэлементного урока. Шаблонность эта определяется не признанием того или иного числа объективно существующих элементов урока, а стереотипностью действий учителя, шаблонностью организации и монотонностью процесса учения на таких уроках.
Учитывая все эти недостатки, переосмысливая их в призме многолетних наблюдений и работы в школе, а также обобщая опыт работы других учителей, их запросы, чаяния и предложения, рассмотрим наиболее важные психолого-педагогические аспекты урока, составляющие теоретическую основу действий учителя на уроке. Основная цель этих действий учителя - олимпиада по математике. Исходя из этих основ, он сформулируем систему требований к уроку, которая дает учителю ориентиры для самоконтроля и самообразования.
В свете этой системы требований к уроку подробно рассматривается структура, содержание и построение основных элементов урока, их взаимосвязь и взаимодействие, а также планирование и анализ учебной работы.
Большое внимание необходимо уделить воспитательной работе на уроке. Выделяя в отдельный параграф минимум теоретических сведений, необходимых при тематическом планировании урока математики, он удачно включает разнообразные примеры в конкретные фрагменты урока, что позволяет показать единство воспитания и обучения.
Ценным для учителя является материал главы о самостоятельной работе учащихся, где автор рассматривает вопрос в широком дидактическом плане, анализирует отдельные виды этой работы: с книгой, в процессе решения задач, выполнения разнообразных упражнений, лабораторных и домашних работ.
Определенный интерес представляет материал о планировании системы уроков и конкретного урока, техники ведения урока и организации работы предметного кабинета.
Следует подчеркнуть важность заключительной главы, в которой автор подробно анализирует причины неуспеваемости и пути ее предупреждения, причины плохой дисциплины и приемы их устранения, схемы анализа урока и типичные ошибки учителя.
|