Нам аукнутся со звоном эти несколько минут — с молотка аукциона письма Пушкина идут. Кипарисовый Кипренский… И, капризней мотылька, болдинский набросок женский ожидает молотка. Ожидает крика «Продано!» римская наследница, а музеи милой родины не мычат, не телятся. Неужели не застонешь, дом далёкий и река, как прижался твой найдёныш, ожидая молотка? И пока ещё по дереву не ударит молоток, он на выручку надеется, оторвавшийся листок! Боже! Лепестки России… Через несколько минут, как жемчужную рабыню, ножку Пушкина возьмут. 1977 АBТОЛИТОГРАФИЯ На обратной стороне Земли, как предполагают, в год Змеи, в частной типографийке в Лонг-Айленде у хозяйки домика и рифа я печатал автолитографии, за станком, с семи и до семи. После нанесенья изошрифта два немногословные Сизифа — Вечности джинсовые связисты — уносили трёхпудовый камень. Amen. Прилетал я каждую субботу. В итальянском литографском камне я врезал шрифтом наоборотным «Аз» и «Твердь», как принято веками, верность контролируя в зерцало. «Тьма-тьма-тьма» – врезал я по овалу, «тьматьматьма» – пока не проступало: «мать-мать-мать». Жизнь обретала речь. После оттиска оригинала (чтобы уникальность уберечь) два Сизифа, следуя тарифу, разбивали литографский камень. Amen. Что же отпечаталось в сознанье? Память пальцев и тоска другая — будто внял я неба содроганье или горних ангелов полёт, будто перестал быть чужестранен, мне открылось, как страна живёт — мать кормила, руль не выпуская, тайная Америки святая, и не всякий песнь её поймёт. Чёрные грузили лёд и пламень. У обеих океанских вод США к утру сушили плавки, а Иешуа бензозаправки на дороге разводил руками. И конквистадор иного свойства, Пётр Великий иль тоскливый Каин, в километре над Петрозаводском выбирал столицу или гавань. Истина прощалась с метафизикой. Я люблю Америку созданья, где снимают в Хьюстоне Сизифы с сердца человеческого камень Amen. Не понять Америку с визитом праздным рифмоплётом назиданья, лишь поймёт сообщник созиданья, с кем преломят бутерброд с вязигой вечности усталые Сизифы, когда в руки въелся общий камень. Amen. Ни одно– и ни многоэтажным я туристом не был. Я работал. Боб Раушенберг, отец поп-арта, на плечах с живой лисой захаживал, утопая в алом зоопарке. Я работал. Солнце заходило. Я мешал оранжевый в белила. Автолитографии теплели. Как же совершилось преступленье? Камень уничтожен, к сожаленью. Утром, нумеруя отпечаток, я заметил в нём – как крыл зачаток — оттиск смеха, профиль мотыльковый, лоб и нос, похожие на мамин. Может, воздух так сложился в складки? Или мысль блуждающая чья-то? Или дикий ангел бестолковый зазевался – и попал под камень?… Amen. Что же отпечаталось в хозяйке? Тень укора, бегство из Испании, тайная улыбка испытаний, водяная, как узор Гознака. Что же отпечаталось во мне? Честолюбье стать вторым Гонзаго? Что же отпечаталось извне? Что же отпечатается в памяти матери моей на Юго-Западе? Что же отпечатает прибой? Ритм веков и порванный «Плейбой»? Что запомнят сизые Сизифы, покидая возраст допризывный? Что заговорит в Раушенберге? «Вещь для хора и ракушек пенья»? Что же в океане отпечаталось? Я не знаю. Это знает атлас. Что-то сохраняется на дне — связь времён, первопечаль какая-то… Всё, что помню, – как вы угадаете, — только типографийку в Лонг-Айленде, риф и исчезающий за ним ангел повторяет профиль мамин. И с души отваливает камень. Аминь.
|