Хоронила Москва Шукшина, хоронила художника, то есть хоронила Москва мужика и активную совесть. Он лежал под цветами на треть, недоступный отныне. Он свою удивлённую смерть предсказал всенародно в картине. В каждом городе он лежал на отвесных российских простынках. Называлось не кинозал — просто каждый пришёл и простился. Называется не экран, если замертво падают наземь. Если б Разина он сыграл — это был бы сегодняшний Разин. Он сегодняшним дням – как двойник. Когда зябко курил он чинарик, так же зябла, подняв воротник, вся страна в поездах и на нарах. Он хозяйственно понимал край как дом – где берёзы и хвойники. Занавесить бы чёрным Байкал, словно зеркало в доме покойника. 1974 ОБМЕН Не до муз этим летом кромешным. В доме – смерти, одна за другой. Занимаюсь квартирообменом, чтобы съехались мама с сестрой. Как последняя песня поэта, едут женщины на грузовой, две жилицы в посмертное лето — мать с сестрой. Мать снимает пушинки от шали, и пушинки летят с пальтеца, чтоб дорогу по ним отыскали тени бабушки и отца. И, как эхо их нового адреса, провожая заплаканный скарб, вместо выехавшего августа в наши судьбы въезжает сентябрь. Не обменивайте квартиры! Пощади, распорядок земной, мою малую родину сирую — мать с сестрой. Обменяться бы – да поздновато! — на удел, как они, без вины виноватых и без счастья счастливых людей.
|