В системе трудового обучения значительное место занимает формирование навыков физического труда. Начальное овладение трудовой операции, связанной с ручной обработкой материалов, включает систему упражнений по конструированию трудового действия, овладению темпа работы, пользованию инструментом, достижению правильной формы обрабатываемого материала, требуемых размеров детали, качества обработки и др.
Упражнения, связанные с освоением способов обработки различных материалов, включающие разнообразные расчлененные операции. Каждое из этих упражнений является неотъемлемым элементом целостной трудовой операции. Чтобы усвоить определенную операцию с помощью упражнений, надо целостный трудовой процесс расчленить на составляющие его элементы. Процесс освоения целостной операции проходит так, что каждый новый элемент, усвоенный учеником, добавляется к предыдущему, в результате ученик поднимается на новую ступень по совершенствованию своих трудовых умений и навыков.
Кстати говоря можно заказать чтобы выполнили диплом магистра iq-creative или курсовую работу. Сделать это можно на специализированном ресурсе, который представлен по адресу http://iq-creative.ru Все происходит качественно и оперативно.
Усвоение приемов обработки материалов является наиболее типичным для производственного обучения. Сначала учащихся знакомят с верстаком, инструментами, которые применяются во время обработки определенного вида материалов. Затем учитель дает общее представление о работе на станке, показывает его узлы и их действие.
Усвоив самые простые и основные функции станка, ученики приступают к трудовых операций, связанных с изготовлением детали. В это время учитель объясняет основные свойства материала, его сопротивление, действие и свойства инструментов, предупредительные меры, применяемые в процессе работы.
После ознакомления с орудиями труда и материалами приступают к пробных работ. Вызванные ученики выполняют отдельные операции трудового задания. Далее вся группа приступает к первым упражнениям.
Выполнение первоначальных упражнений – это первая ступень процесса обучения; вторая ступень связанный с применением приобретенных умений и навыков во время изготовления отдельных деталей, изделий; третий – ознакомление учащихся с различными типами инструментов, их строением и способами применения, приучение пользоваться этими инструментами на практике; четвертый – овладение темпа работы на станке, привитие умения переносить приобретенные навыки на другие участки работы; пятая ступень связан с закреплением ранее приобретенных умений и навыков, с подробным изучением станка.
Важным элементом трудового обучения является выработка ь учащихся умения работать рационально, по плану. Это достигается, в частности, системой упражнений на освоение элементов планирования, с помощью которых ученик усваивает способы составления технологически обоснованного плана изготовления того или иного изделия.
Усваивая этот комплекс упражнений, учащиеся приобретают умение самостоятельно составлять план изготовления простых изделий и постепенно переходят к более сложным планам, которые предусматривают широкий круг трудовых операций, применения различных механизмов, различных видов энергии, автоматизации и т. д.
Трудовые упражнения должны отвечать определенным требованиям:
а) вызвать у учащихся интерес, активность, проявляющиеся в целенаправленной работе, желании освоить трудовые приемы, операции, сознательно выполнять действия на основе применения знаний и самоконтроля;
б) быть посильными по сложности, количества приемов и операций, которые имеет усвоить ученик в течение урока, соответствовать норме времени, установленной на изготовление изделия;
в) проводиться в определенной системе, последовательности так, чтобы предыдущее задание было основой для следующего, а следующее способствовало закреплению предыдущего, отвечать требованиям технологического процесса.
На начальной стадии трудового обучения упражнения следует расчленять на отдельные элементы, проводить их в замедленном темпе; если тот или иной прием выполняется неправильно, в любой момент прекращать работу и возвращаться к исходной ситуации.
Это обеспечивает правильное усвоение учащимися трудовых операций, отдельных приемов, сознательное и прочное приобретение трудовых навыков.
Сложные операции сначала изучают в замедленном темпе; для лучшего и быстрого усвоения сложных операций применяют вспомогательные упражнения. Важно добиться сочетания точности и скорости выполнения сложных операций. А для этого нужна длительная практика, выполнение начальных приемов в индивидуальном темпе, наиболее удобном для того или иного ученика. Ученик, который усвоил соответствующую навык, приступает к упражнений в быстром темпе.
Каждое новое упражнение должно включать систему ранее усвоенных упражнений с соблюдением правильного соотношения между новыми и старыми. Разнообразие упражнений способствует основательности и прочности их усвоения, обеспечивает перенос уже приобретенной навыки в новую ситуацию, овладение типичным сочетанием нового навыка со старой.
Применение трудовых упражнений в разных условиях, на разном материале, на разных видах работ – важное средство образования прочных трудовых умений и навыков.
|