Книга под таким названием вышла летом 1943 г., но все четыре цикла стихов, составивших ее, были представлены в ней неполно. Пастернак не имел возможности включить стихотворения, обращенные к репрессированным в 1937 г. грузинским поэтам Т. Табидзе и П. Яшвили, и в компенсацию этих «ранящих пробелов» он снял строфы о Сталине и революции в стихах цикла «Художник». Оправданием издания был для Пастернака цикл стихов весны 1941 г. «Переделкино», «несколько здоровых страниц, написанных по-настоящему, – как признавался он в письме 5 ноябр. 1943 г. О. Фрейденберг. – Это образец того, как стал бы я теперь писать вообще». Новая творческая манера, обретенная в этом цикле, наполнила реальным содержанием требование простоты и естественности в искусстве, заявленное еще во «Втором рождении», новая поэтика строилась на «не облеченной уподоблениями прямой и прозрачной речи в поэзии», на мысли, «отлежавшейся, определившей свой смысл и только совершенствующей свое выражение в неметафорическом утверждении», как писал Пастернак С. Чиковани 6 окт. 1957 г. * * * «Мне по душе строптивый норов...»При включении в книгу 1943 г. из стихотворения были отброшены последние семь строф, о которых впоследствии Пастернак писал: «...разумел Ст<алина> и себя». Было напечатано в таком виде в «Известиях». Он жаждал воли и покоя– пушкинский мотив из стихотворения «Пора мой друг, пора...» (1834): «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Безвременно умершему.Стихотворение написано на смерть поэта Николая Дементьева, покончившего с собою 28 окт. 1935 г. Из летних записок.Биографической канвой цикла была поездка Пастернака в Грузию летом 1931 г. Первоначальная публикация имела посвящение «Друзьям в Тифлисе». Кромы– здесь: края, ребра. Класть под долото —профессиональное выражение, означающее отделку столярного изделия. Переделкино.Начиная с 1936 г. Пастернак большую часть года проводил в Переделкине – дачном поселке под Москвой. «...Какая непередаваемая красота жизни зимой в лесу, в мороз, когда есть дрова. Глаза разбегаются, это совершенное ослепление», – писал Пастернак 15 нояб. 1940 г. О. Фрейденберг. В марте – апреле 1941 г. стихотворный цикл оформился как целое и впервые был опубликован в книге «На ранних поездах» в 1943 г. Стихи о войне.Первые месяцы войны Пастернак жил в Москве и Переделкине, к этому времени относятся пять стихотворений, открывающих цикл. Стихотворения, написанные в 1943—1944 гг., отразили впечатления от пребывания в эвакуации в Чистополе на Каме, куда в середине окт. 1941 г. был отправлен Пастернак («Зима приближается» и «Памяти Марины Цветаевой»), и от его поездки на фронт в сентбяре 1943 г. («Зарево», «Преследование», «Смерть сапера» «Разведчики», «Ожившая фреска»). Пастернак пишет для газет «Правда», «Красная звезда» «Красный флот», «Труд», участвует в сборнике «В боях за Орел». В 1956 г. Пастернак писал: «Трагический тяжелый период войны был живым периодом и в этом отношении вольным, радостным возвращением чувства общности со всеми». Старый парк.Стихотворение написано о военном госпитале, расположенном в бывшем имении Самариных в Переделкине. Зима приближается.После первой публикации стихотворения в газете, его текст был переделан для включения в сборник по требованию редакции, не разрешавшей употребления слова «Россия» как проявления «великодержавного шовинизма». При жизни Пастернака всегда публиковалось в искаженном виде, в посмертных изданиях 1980—1990-х гг. был восстановлен первоначальный текст. Стихотворение навеяно воспоминаниями о зиме, проведенной в Чистополе. Памяти Марины Цветаевой.Отклик на самоубийство Цветаевой 31 авг. 1941 г. в Елабуге. При жизни Пастернака стихотворение не было опубликовано, он читал его на своих литературных вечерах. Ожившая фреска.Стихотворение посвящено гибели генерала Л.Н. Гуртьева, героя Сталинграда и участника боев за освобождение Орла.