Этот цикл представляет собой заключительную главу романа «Доктор Живаго» и тематически и стилистически ориентирован на его главного героя, «врача по профессии, но с очень сильным вторым творческим планом, как у врача А.П. Чехова. Этот герой должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским, и когда я теперь пишу стихи, я их пишу всегда в тетрадь этому человеку», – писал Пастернак 6 апр. 1948 г. М.П. Громову. * * * Гамлет.В стихотворении, прослеживается жертвенная готовность автора довести до конца задуманное, несмотря на опасность выбранного пути. С другой стороны, стихотворение начинает собой тему Христовой жертвы, продолженную в других стихах на сюжеты из Евангелия. На Страстной.В тексте романа замысел этого стихотворения рождается у героя во время тифозной горячки, когда он представляет себе работу над поэмой «Смятение»: «Он пишет поэму не о воскресенье и не о положении во гроб, а о днях, протекших между тем и другим <...>, как в течение трех дней буря черной червивой земли осаждает, штурмует бессмертное воплощение любви <...> И надо проснуться. Надо проснуться и встать. Надо воскреснуть». На Страстях Христовых– служба вечером в четверг с чтением 12 Евангелий. Кресный ход выходит с плащаницей– служба вечером в пятницу, символизирующая погребение плащаницы – изображения лежащего во гробе Христа, – с крестным ходом вокруг церкви. Но в полночь смолкнут тварь и плоть– перифраз начальных слов песнопения Страстной субботы: «Да молчит всякая плоть человеча». Стр. 311 и 312. Ветер и Хмельпервоначально входили в цикл «Колыбельные песни» вместе со стихотворениями «Бессонница» и «Под открытым небом», позднее исключенными из тетради Живаго. О возникновении этого цикла рассказывается в тексте романа: «Во вчерашних набросках ему хотелось средствами, простотою доходящими до лепета и граничащими с задушевностью колыбельной песни, выразить свое смешанное чувство любви и страха и тоски и мужества, чтобы оно вылилось как бы помимо слов, само собою». Свадьба.Стихотворение было послано Н.А. Табидзе 9 дек. 1953 г. с письмом, где Пастернак писал, что оно было «внушено простым фактом жизни, где-то на дворе (в другом флигеле, у простых людей) свадьба была, поздно ночью не дали спать и рано утром разбудили, но у меня не было раздражения на них, наоборот, будто я прожил с ними эту ночь». Сказка.Процесс работы над этим стихотворением подробно описан в романе, причем выделен момент первого импульса – волчьего воя под луной – и разрастанье его до символа вражьей силы, во время ночного писания совершается переход от благозвучия пятистопного размера к реальной предметности трехстопного хорея, в котором Живаго «услышал ход лошади, ступающей по поверхности стихотворения, как слышно спотыкание конской иноходи в одной из баллад Шопена». Август.Праздник Преображения Господня( Второй Спас) отмечает молитву Христа на горе Фавор, во время которой излучением Божественного света преобразились его лицо и одежды (Мф, 1-9). Отмечается 6 августа по старому стилю (19-го – по новому). Летом 1903 г. в этот день Пастернак мальчиком упал с лошади и чудом избежал смерти. В 1913 г., отмечая 10-ю годовщину этой даты, Пастернак назвал это событие моментом пробуждения своего творческого призвания. Зимняя ночь.Зажженная свеча – центральный символ романа «Доктор Живаго». «Свеча горела» – было одним из первоначальных его названий. Свеча в окне комнаты в Камергерском переулке играет значительную роль в композиции и символике романа. В этом эпизоде отразились также ранние юношеские воспоминания самого Пастернака о Рождестве 1907 г., о чем он писал в прозаических набросках 1911—1912 гг. Разлука.Посылая это стихотворение Н.А. Табидзе 9 дек. 1953 г., Пастернак писал, что оно написано «на тему из романа, к тому месту в новой части, когда зимой в гражданскую войну в чужом доме в глуши на Урале Юра остается один после отъезда Лары». Рождественская звезда.Замысел стихотворения в тексте романа связывается с мыслями Живаго о Блоке, который пришел к мысли, «что Блок – это явление Рождества во всех областях русской жизни...» Рассвет.Пастернак, посылая автограф стихотворения В.К. Звягинцевой 29 янв. 1947 г., называл его «плохим Блоком», связывая его замысел со «Вторым крещением» Блока: «И в новый мир вступая, знаю, / Что люди есть, и есть дела...» Чудо.Сюжетной основой стихотворения взят евангельский эпизод со смоковницей, описанный у Матфея (21, 19-20). Дурные дни.Стихотворение посвящено первым дням Страстной недели, начавшейся торжественным въездом Христа в Иерусалим. Магдалина.В стихотворении отразился евангельский рассказ о женщине, которая пришла ко Христу «с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбивши сосуд» (Мк. 14, 3), омыла ему ноги в знак его близкой смерти. Гефсиманский сад.Стихотворение излагает евангельский сюжет предсмертного моления Христа на Масличной горе с частичным использованием фразеологических оборотов источника ( Душа скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со мной– Мф. 26, 38). Это сказалось на выборе размера стихотворения.