Книге предшествовали десять лет, занятых работой над большими поэмами и прозой, овладением жанра эпического, объективного повествования. «Второе рождение» – знаменует собой возвращение к лирике, но лирике, построенной на иных основаниях. Самые ранние стихи, вошедшие в книгу, были написаны летом 1930 г., но начало книге как целому положил цикл из девяти стихотворений, написанных в апреле 1931 г. Трехмесячное пребывание в Грузии пополнило книгу стихами, посвященными новым впечатлениям, последние стихи были написаны тяжелой зимой 1931—1932 гг. Любовные стихи обращены к двум женщинам: З.Н. Нейгауз, вскоре ставшей женой Пастернака, и художнице Е.В. Пастернак, с которой он расставался. Книга вышла в 1932 г. и с некоторыми сокращениями переиздана в 1934-м. * * * Баллада.Первоначально публиковалась вместе со следующей, Второй балладой, с посвящением пианисту Генриху Нейгаузу (1888—1964) и его жене Зинаиде Николаевне Нейгауз (1896—1966). На даче спят два сына– сыновья З.Н. Нейгауз Адриан и Станислав. Комплот– заговор. Лето.Первоначально публиковалось с посвящением Ирине Сергеевне Асмус (1893—1946), жене профессора философии В.Ф. Асмуса (1894—1975). Ураган аравийский, / Бессмертья, быть может, последний залог– перифраз слов Председателя из «Пира во время чумы» А. Пушкина. Смерть поэта.Отклик на самоубийство Маяковского повторяет название знаменитого стихотворения Лермонтова на смерть Пушкина. «Опять Шопен не ищет выгод...»Стихотворение написано в Киеве, где Пастернак провел несколько дней в июле 1931 г. «Столетье с лишним – не вчера...»В стихотворении используются размер и первая строфа «Стансов» Пушкина («В надежде славы и добра / Гляжу вперед я без боязни: / Начало славных дней Петра / Мрачили мятежи и казни»), со времени написания которых в 1826 г. прошло столетье c лишним.