Любимые картины: кипарис с расщепленным стволом почти у края дороги к морю - у больших колонн, которые по замыслу должны вечать дорогу, но они, скорее, дорогу продолжают, замыкая залив на облака. У облаков -душистая оливковая роща, по многу раз меняющая цвет на дню, великолепные ступени - их множество, он так и не собрался их сосчитать, - прохладный белый мрамор ведет к воде, мелькая там и тут в постриженном кустарнике: дорога примерно с милю. Дальше? - Дальше берег, доверчивые краски мелководья, песок, промытый мягкими руками наложниц, - и зеленая волна, неровная сплошная полоса прибрежных рифов, пенная гряда... Затем залив кончается, за ним кончаются дворцовые владенья, от их границы тянутся сады, холмистые участки, из долины ползут стада - а несколько правей отчетливо притягивает глаз скала: необъяснимый наглый выступ в пространство, в бесконечность, и на нем - дом Цирника. Он выглядит отсюда бесплотным, но от этого добрей не кажется... Ах, Цирник, злейший враг, последний из оставшихся, точнее, из тех, кто оставался - Цирник умер сегодня утром. Утром же ему об этом сообщили - против правил, на страх и риск: из утренних вестей по строгому его распоряженью все смерти исключают, но теперь дежурный секретарь решил рискнуть и, верно, был неправ - по крайней мере, наград не будет. Взбучек, впрочем, тоже. "Секретари, вообще, весьма глупы," - он прислонился к каменной плите и глянул вниз, почувствовав щекой холодный камень. Мир не стал другим. Лишь время стало - пусть не сбившись с шага, но затаившись, как перед прыжком, и четко зная цель. Дорога вниз слепила: солнце. Он отвел глаза и попытался подсчитать часы до встречи с Клеодором - выходило чуть больше трех. "Советник Клеодор - боль в заднице, но лучший, нет сомнений." Устав от солнца он ушел с балкона в большую залу. "Где теперь Наина?" "В библиотеке?.." Нечего таить от самого себя - знакомый приступ отчаянья подкрадывался. Он привык распознавать его приход заранее - по судороге рта, по коликам в груди, - "как ни старайся, от этого не скрыться, и ни с кем его не разделить..." Он не старался ни разу - ни на шумных площадях, ни на пирах, смущаясь пустотой и ложью, ни в заброшенном дворце, спасаясь от жестоких мятежей в своей постели, прогоняя слуг, внезапно представая недостойным ни титула, ни имени - но лишь на миг, и время прячет этот миг в таких глубоких складках, что никто к нему не подберется. Что ж, и время бывает милосердным... Он прилег на жесткий выступ и закрыл глаза. Час нужно потерпеть. Всего лишь час. Не так уж страшно - слуги не придут без вызова, и встреча с Клеодором еще не очень скоро, все пройдет бесследно. Странно - мир не стал другим. Быть может - оттого, что Цирник умер нежданно? Впрочем, смерть всегда внезапна. Как истина. Отличье только в том, что истина страшнее... Зуд в затылке стал жарче. Потерпеть какой-то час - не слишком много, если мерить время минутами, секундами - всем тем набором бесполезных величин, который подло заставляет верить, что что-то остается в пустоте, когда умрут последние враги - хоть что-то, пусть оливковая роща, ступени, не сосчитанные днем, Наина... И легко схватить обман за отворот плаща и развернуть рывком к себе, отбросить капюшон, и вдруг понять, что, правда, Цирник умер, перед тобой всего лишь секретарь, один из них, похожих друг на друга, как волны на волну, на смерти смерть, - и вновь вернуться к собственному бреду, расталкивая дикие слова, стараясь всплыть и зная, что всплывешь к тем берегам, где время недвижимо, как не обманывай себя, и где застыли удручающей приманкой любимые тобою миражи - тень кипариса, мраморный балкон, слащавая зеленая вода, прохладный сумрак затемненной залы, лед у затылка и - немного счастья. 1995
|