"Ты можешь досмотреть кино," - слова взошли, собой скрывая, как шум последнего трамвая, все то, что было решено. Избыток штор сминает свет, экран сияет, драма длится, недобрым радостям вослед герои сумрачны, и лица полны предчувствия, бледны от тяжких снов, на лицах ересь, надежды скрылись, разуверясь, и в полумраке не видны. Она - у столика, среди своих предметов. Рукотворство туманит жесткие следы обиды, похоти, притворства. Последний штрих - лихой смутьян - уже лежит, сочатся светом глаза, привыкшие к победам, как метрополии - к смертям. Она выходит. Крупный план. Порочно все - улыбка, тело... Она жила, любила, пела, но мало этого, экран спешит за драмой. Лица, лица... Слетает краска, блещет суть, уже нельзя остановиться, замедлить шаг, уйти, свернуть. Срывают ткани - грубо, грубо, уже не стыдно, шепчут губы, надрывно подавая знак бессилия. Упадок. Мрак. Глубокий тон. Развязка рядом. Какая музыка! Альков и дом, и стены брызжут ядом, еще совсем немного слов, и - выстрел. Выверенный звук, благая исповедь, минута высоких дум. Скорбящий круг. Глаза героев почему-то слегка косят по сторонам, и зеркала у изголовья цвета, замаранные кровью, беспечно отражают нам. Озноб. Нельзя умерить дрожь, в мозгу, подернутом дремотой, когда накатывает ложь безгрешной, безупречной нотой. Нельзя простить. Когда вранье плутает в поисках истока, любая истина жестока и настороже воронье. Смешны надежды и тоска, глупы предчувствия, печали - конец содержится в начале и ждет с ухмылкой у виска.
Старенье драмы. Пустота, прохлада, строгость кабинета. Набрякли горечью уста и обезлюдели приметы. Потом - кабак, угар, уют оплывших свеч в тумане винном, гуляки ссорятся, блюют, и шлюшка в возрасте невинном идет, не поднимая глаз... Конец смешон, убого-жалок, как комсомолец-перестарок, как перестарок-ловелас.
Уже за полночь. Катит вдаль трамвай, выстукивая стансы. Экран погас, конец сеанса. Я не прощен. Немного жаль. Из сумрака пустых аллей, из старых лип в бугристых порах под вереницы фонарей придут реалии, в которых растает фарс, в себе самом не видя каверзных мгновений рожденья лишних откровений, с досадой принятых умом. И будет мниться, что в плену обид, застывших полукругом, в бреду, записанном в вину, нельзя насытиться друг другом. Как длинноногий пилигрим, упрек проникнет за кулисы, ресницы дрогнут у актрисы, но слезы не испортят грим. 1989
|